Суббота, 20.04.2024, 06:55

Рассказы для детей
    Автор В. Г. Казанцева

НАЛИМ.

Мы с сестрой, как обычно, приехали на летние каникулы к бабушке в деревню Николаевские. Был жаркий июльский полдень, мы с подругами купались в речке Посташ, собирали белые ароматные лилии и желтые кувшинки. Делали из
    них бусы, надламывая длинные ножки цветов в противоположных направлениях, так, что получались настоящие
    шедевры.
    Мы украшали ими волосы, шею, делали браслеты на руки и превращались в сказочных русалок. Было очень забавно.
    Но больше всего мы любили в речке на мелководье ловить крупных раков, прямо руками. Поверьте, это такое
    увлекательное занятие. В нашем детстве в речке Посташ было очень много раков. Они клевали даже на удочку
    вместо окуней. Дернулся поплавок - вытащил быстро, а там большой рак висит. Видимо, хотел клешней стащить червяка,
    да не успел! Но интересней всего было искать их за мостом на мелководье.
    Там два глубоких омута, а между ними метров сто - вода только до колено, там на поверхность вышли сланцы, на дне лежали большие и маленькие плоские камни, под которыми прятались раки, их мы ловили иногда целое ведерко. Вот и
    в этот раз мы с сестрой обследовали каждый камень, ловили раков и бросали их в ведерко с водой, стоявшее на берегу.
    Я приподняла очередной камешек, а там налим! Я попыталась его поймать руками, но он тут же выскользнул и от неожиданности рванул к берегу, но запутался в осоке, росшей
    вдоль берега, тут я его обеими ладошками вместе с травой выбросила на берег и поймала. Мы шли домой счастливые, еще бы, и раков наловили, и такую рыбку поймали. Бабушка немедленно взвесила на безмене - налим
    оказался вполне приличным, около килограмма весом. Жарешка была отличная по бабушкиному особому рецепту - в
    сметане с луком и зеленью - пальчики оближешь. Ну, а раков дед сварил, как обычно, на реке в чугунке. В береге
    была выкопана печурка, сверху на отверствие ставился чугунок с речной посоленой водой, под него укладывались щепки
    и поджигались сухой берестой. Как только вода закипала - дед бросал в нее раков и через несколько минут вынимал
    шумовкой в большое блюдо вкусный деликатес - красных аппетитных раков, которые съедались тут же на берегу всеми, кто при этом присутствовал и соседскими детьми тоже. Хорошие были времена!

Щука.

Однажды, в один из жарких июльских дней, мы с подругами пошли купаться. Поплавали в омуте , где у берега были построены мостки для того, чтобы ведрами черпать воду для бани и еще полоскать белье. В речке Посташ меж омутов
    и глубоких ям были и перекаты, мелководья, где можно было побродить по колено в воде, посмотреть, что есть на дне, кто прячется в водорослях. Вот туда -то мы и пошли. Все, как обычно: дно песчаное, кое - где торчали черные сучья
    от деревьев, замытые песком , почерневшие от времени. Течением шевелило водоросли, плавали мелкие рыбешки, у берега под листом кувшинки спряталась большая зеленая лягушка. Шагая осторожно по песку, я вдруг увидела в метре от меня
    мирно дремавшую щуку. Она не заметила меня и грелась на солнышке, лежа на песчаной отмели. Я долго наблюдала за ней,,но инстинкт подсказывал: щуку надо поймать. Я шагнула к ней, и она тут же уплыла в омут. Возможно, что она не
    дремала, а тоже наблюдала за мной, а может это моя знакомая щука, с которой мы уже встречались в омуте во время
    купания. Был такой случай: мы, как обычно, купались в омуте за баней. Вода в речке была очень чистая, и я часто
    плавала с открытыми глазами. И вот однажды я нырнула с мостика и поплыла на середину омута, вдруг вижу прямо перед собой два больших глаза. Я очень сильно испугалась, быстро всплыла на поверхность и рванула к берегу. Я рассказала
    тут же подругам об увиденном, но они сначала посмеялись надо мной: наверно привиделось,но потом поверили. Все решили, что это была большая щука, жившая в этом омуте. Может быть та, что грелась на отмели, и я ее увидела уже второй раз?

Пескари.

У моего деда Василия была долбленая лодка. Была она очень большая и очень старая, из какого дерева была сделана, я не знаю, но деревьев такой толщины я нигде не видела. Однажды дед собрался на рыбалку и я упросила его взять меня с собой. Мы поплыли вдоль речки Посташ к заветному омуту, где клевали крупные окуни и ерши. Я любовалась белыми лилиями и желтыми кувшинками, которых много было около берега, как справа, так и слева. На их широкие листья, как
    на аэродромы, садились стрекозы, разные, очень крупные зеленые с большими выпученными глазами и поменьше, с голубыми крылышками и с красным брюшком и прозрачными крылышками, мы их называли "пожарными". С берега прыгали в воду крупные зеленые лягушки и прятались на дне среди водорослей. В высоком береге над омутом для живности есть все условия. В верхнем этаже, над рекой много глубоких норок: это гнезда стрижей. Эти маленькие птицы летали тут же, на лету хватая мошек, приземлялись на краю норок, исчезали в них. Они кормили своих птенцов.
    Этажем ниже, уже в речке , в береге тоже норки - в некоторых из них сидели большие раки, выставив из норы половину туловища и клешни, они ждали добычу или просто грелись на солнышке. Еще мое внимание привлекла бурая водоросль, которая течением извивалась, как змея, а над ней что - то сверкало в солнечных лучах. Когда мы проплывали мимо, оказалось, что это стайка пескарей собралась на поверхности воды возле этой водоросли, и когда они шевелили плавниками и поворачивались боком, то их чешуя сверкала в солнечных лучах, напоминая сказочное чудище. Позже, когда мы уже подросли, а у деда была уже другая лодка, сделанная из сухих досок,просмоленая и легкая, мы могли управляться с ней сами. Мы брали лодку, плыли к водорослям и марлевым сачком вычерпывали всю стайку сразу, пескари были все крупные, как наподбор, и так несколько стаек вылавливали.
    Мы с сестрой гордо несли свою добычу бабушке,а та умудрялась из них приготовить вкусную жарешку, почистив и обжарив пескарей в масле, она заливала их яйцами и дожаривала до готовности. Получалось ну очень вкусно!

Вьюны.

Однажды дед ездил на лодке проверить " морды", так назывались плетеные из прутьев и из мочала рыболовные снасти, которыми пользовались наши прадеды и деды. "Морды " оставлялись в реке на ночь, а утром проверялись и снова оставлялись на день, чтоб вечером проверить, не зашла ли снова крупная рыба. Дед принес крупных линей и еще
    больших черных рыбин, которых я еще не знала. Дед отпустил рыбу в таз с водой и ушел по своим делам. Бабушка
    взяла ведра и коромысло и пошла на колодец по воду. Пока она ходила, большие черные рыбы из тазика удрали.
    Бабушка подумала, что это кошка их стащила, но все пять сразу она не могла съесть. Но тут под столом что - то
    пошевелилось, заглянув, бабушка обнаружила пропажу. Большие черные рыбы, похожие на змей, оказались очень скользкими, еле их поймали на полу. А звали их вьюнами. Еще бабушка рассказала мне, как у одной хозяйки
    почищенные вьюны даже в печке со сковороды сбежали. Вот такая интересная рыба прежде жила в нашей речке Посташ,
    а может и сейчас живет. Но после того, как на берегу реки построили свинарник, и все стоки пошли в воду - пропали
    сначали раки, потом и вьюны. Когда свинарник закрыли - раки вновь появились в речке, а вот о рыбе ничего не знаю.

Выдра.

Однажды теплым летним вечером мы с дедом пошли на рыбалку. Смеркалось. Дождей давно не было, речка Посташ сильно обмелела.
    Мы шли по сухому илу , берег был выше нас. Вдруг сверху с берега прямо мне под ноги что - то шлепнулось черное.
    Я замерла на месте, не успев даже испугаться. Но оказалось, что это не что - то, а кто - то. Так как оно быстро скатилось к воде нырнуло в омут. Все произошло в какие - то секунды. Дед отстал и слышал только всплеск воды.
    Я ему тут же рассказала об увиденном, но он меня успокоил. Оказывается, в этом омуте живет выдра, и иногда она выходит на берег. Увидев меня, она хотела прыгнуть с берега прямо в воду, но речка - то обмелела, поэтому выдра
    плюхнулась на сухой ил под берегом, прямо мне под ноги, но быстро скатилась в воду и нырнула в омут, больше мы ее
    не видели. Я для себя открыла новое - я не знала, что в нашей речке кроме рыбы, раков и лягушек еще кто - то живет!

Орел.

В послевоенные годы в колхозе был большой падеж скота. Зимой туши отвозили в лес и оставляли на съедение диким зверям, а летом хоронили в могильниках. Это случилось однажды зимой в Николаевских.
    В лесу развелось много волков, они беспокоили людей, проникая в овчарни и хлева, резали скот, овец, телят. Поэтому
    была разрешена охота на волков любым способом, лишь бы убавить, а охотникам давался план на добычу, сколько за сезон обязаны сдать государству шкур волка и других меховых шкурок (лисы, белки, зайца и др.)
    Мой дед был охотником, пришел с войны раненый, но на охоту всегда ходил. Возле брошенных туш дед ставил волчьи
    капканы, иногда удавалось поймать волка или лису. Но однажды в капкане оказался орел, он попал лапой, когда
    прилетел поклевать мяса. Откуда тут орел? Может война загнала эту гордую птицу в наши края из поволжских степей,
    а может быть в те годы орлы жили в наших лесах? Птица редкая, дед решил, что ее надо спасать. Он завернул ее в
    пиджак, освободил лапу из капкана и принес домой. Посадил орла в свободный хлев и стал его выхаживать - кормил
    мясом, приносил из леса и орлу, и собаке Верному, помощнику в охоте на любого зверя. Лапу намазали лечебной мазью
    и забинтовали. Делали перевязки - дед держал, а бабушка смазывала рану свежей мазью и бинтовала. Орел привык к людям - приходили смотреть и дети и взрослые, все дивились, какая большая птица. Дед хотел вылечить орла и выпустить обратно в лес, но узнало начальство из лесничества, предложили деду отдать птицу в Горький в зоопарк.
    Орел поправился и уже по - хозяйски гулял по хлеву, бинтивать его перестали. И вот однажды бабушка
    пошла кормить орла без деда, а тот взял своей когтистой лапой ее за руку, пронзил руку насквозь -
    пришлось и бабушку лечить тоже. А орла дед сразу отдал в зоопарк - приехали люди и увезли. Вот такую историю я слышала от бабушки Мани.

Ежики.

В нашем доме много раз жили ежики. Ни одного из них мы не покупали в "Зоомагазине", всегда находили в природе,
    каждому из них мы давали кличку Яшка, каждый жил какое - то время в доме, а потом или сам удирал или мы выпускали его на природу. Сейчас я о них расскажу.
    Самый первый ежик появился в нашем доме, когда мне было лет пять. Дед принес его из Николаевского леса. Нашел ежика пес Верный
    и громко лаял, дед подошел и увидел свернувшегося клубочком ежа. Дед принес его домой, чтобы показать нам, детям.
    Ежик очень быстро освоился: пил парное молоко, ел мясо и сырое, и вареное, ел яблоки, грибы. Но однажды было очень жарко, и кто - то не закрыл дверь в дом. Ежик этим воспользовался: вышел в коридор, потом на крыльцо и убежал в траву. Мы его не нашли.
    Второго ежика мы поймали в степной лесополосе, когда жили в г. Рубцовске Алтайского края и ездили садить
    картошку на свой участок в степи за городом. Пока родители работали, мы с сестрой нашли большого синего жука
    и долго наблюдали за ним. На обратном пути мы насобирали букеты ковыля, который потом всю зиму стоял в вазе на столе. Еще мы остановились у большого озера, чтоб искупаться. Возле озера не было ни одной птицы, а у берега ни одной лягушки или мелкой рыбки, как на обычном водоеме. Озеро оказалось соленым. Мы все с удовольствием в нем искупались,по дороге домой в лесополосе поймали ежика. Приехав домой, мы выпустили ежика в коробку, которую он
    ночью прогрыз и съел всю еду у рыжего кота Васьки, пока тот гулял на улице. Хотя для Васьки была в полу дырка, через которую он выходил гулять - домой утром он всегда возвращался через форточку. Нагулявшись, часа в 4 утра
    Васька скребся когтями в окно и мяукал, чтоб открыли форточку, благо квартира была на первом этаже. Родители
    пускали его, он сначала кушал, потом садился на коврик возле кровати и чистил лапы и шерсть, тщательно вылизывая языком, даже за ушами мыл лапкой. Потом прыгал на кровать, где спали мы с сестрой , растягивался с краю и засыпал.
    Ежик быстро к нам тоже привык. Брал еду из рук, не сворачивался в клубок, когда брали его на руки, любил, когда гладили. Ел и из своей чашки и из Васькиной тоже, по ночам сильно топал и фыркал - еж животное ночное. И вот
    однажды наш Яшка ушел за котом в дырку в подпол, а обратно не вернулся, сколько мы его ни звали.
    Следующий ежик жил у нас в Шаранге и еще три ежика на Ветлужской. О двух из них я тоже расскажу.
    Однажды я вышла в огород и увидела на тротуаре большого ежа, он не побежал от меня, а потихоньку пошел по тротуару,
    наверно он был очень старый. Я сняла с головы панаму и накинула на него - он свернулся в клубок. Я его перевернула
    и в панамке, как в сумочке, принесла в дом и оставила его в коробке на крыльце. Дала ему поесть кошкин "Кити - Кэт",
    молока налила в баночку, хлеба, суп положила. Все это еж благополучно съел, поспал, а ночью прогрыз коробку и удрал
    обратно в огород. Потом соседка рассказывала, что видела ежа в огороде - наверно этого же самого.
    С последним ежиком было все гораздо интересней. Я принесла его, чтобы показать своим внукам. А было все так:
    однажды в конце августа целые сутки, не переставая, шел сильный дождь с ветром. Утром все успокоилось, я решила
    сходить за грибами. В лесу появились после проливных дождей все грибы и особенно белые. Я взяла две корзинки -
    в одну собирала для засолки волнушки, рыжики, лисички, грузди, а в другую -белые, подосиновики, подберезовики.
    Иду по тропинке,кругом высокая мокрая трава, вдруг вижу на пятачке из глины лежит ежик, то ли спит, то ли не живой.
    Свернулся клубочком, но лежит почему - то на боку и мордочку не спрятал. Я пошевелила его палочкой, но он не подавал признаков жизни. Решив, что ежик не живой, я хотела идти дальше, но вдруг он открыл глазки. Я поняла, что
    ежику нужна помощь: дождь шел целые сутки, в высокой густой мокрой траве, пытаясь найти себе пищу, ежик выбился из сил и ослаб. Я накрыла его шапкой, положила сначала в черный большой пакет и в корзинку - он даже не пошевелился.
    Так ходила я с ежиком, собирала грибы, насобирала полторы корзинки и полкорзинки занял ежик. По дороге к дому ежик согрелся в шапке, зашевелился, даже попытался выбраться, но я его прикрыла пакетом и он успокоился. Дома я его
    посадила в коробку, насыпала "Кити - Кэта", налила молока, ежик быстро освоился - поел и снова уснул. Спал долго, видно понял, что ему тут ничто не угрожает, сухо и тепло. Потом пришли мои внучки. Восторгам не было конца: и лапки, и носик, и глазки, и иголки - все посмотрели, захотелось потрогать .Мы его назвали, как обычно, Яшкой. Когда ежик проснулся, я взяла его в руки
    и разрешила детям потрогать иголки. Ежик остался в доме на целый месяц, мы вместе ухаживали за ним, меняли
    коробки, давали еду. Ежик привык, окреп, прогрыз коробку и стал гулять по веранде, кушать приходил в коробку и
    уходил снова. Я детям наказала дверь не оставлять открытой, чтоб ежик не ушел в огород, там его могли поймать соседские собаки. Освоился - днем спал, а ночью гулял по веранде, ел "Кити - Кэт, "яблоки, грибы, суп с мясом и
    хлебом. Потом в сентябре дети уехали в город - начался учебный год, я хотела и ежика увезти в город, но подумала,
    что ему будет лучше на природе, где он привык. Я решила его определить на новое место жительства - на овраге, рядом с нашим поселком выросли большие яблони семь штук, там всегда были яблоки. под яблонями жили ежики - в траве
    всегда были норки, вот туда - то я и унесла своего ежика. Я посадила его в корзинку, извинилась, что супа с мясом там не будет, но будет общение с такими же, как он. Воля лучше, чем неволя. По дороге я насобирала подберезовиков
    и высыпала их под яблонь, где выпустила ежика. Яшка неспеша пошел по протоптанной ежиками в траве , едва заметной
    дорожке, поглядывая на меня своими бусинками - глазками и скрылся под деревом. Может быть Яшке уже и не хотелось
    на свободу,но я решила, что с друзьями жить веселей, пусть в доме сытнее, но так будет лучше.

Заяц.

Однажды отец пошел на охоту в Тороповскую рощу, он часто туда ходил. Дело было зимой, был солнечный день. Мы с сестрой поехали кататься на лыжах и попросились в лес тоже. Отец ушел с собакой Найдой , и мы поехали его догонять по лыжне. Лес был километрах в двух от деревни. Мы уже шли по лесу и спустились в овраг - туда вела лыжня. Вдруг
    услышали визгливый собачий лай впереди на другой стороне оврага, мы замерли. Вдруг нам почти что под ноги сверху с кручи прыгнул больщой белый заяц! Он скатился кувырком и затаился под маленькой елочкой. Следом по краю оврага
    бежала Найда. Тут она потеряла след, покружила и побежала обратно к отцу, а заяц, увидя нас с сестрой, рванул на
    противоположную сторону оврага и удрал быстренько и от собаки и от охотника. Домой мы все вернулись без добычи.
    Мы конечно же рассказывали о случившемся, перебивая друг друга. Отец нам объяснил, что зайцы всегда так делают, чтобы сбить собаку со следа - они резко прыгают в сторону, а собака теряет след - так было и в этот раз. Мы с сестрой долго не могли прийти в себя от увиденного. Оказывается, что и зайцы очень хитрые, в природе от лисы они удирают так же, запутывая следы.

Лиса.

Однажды весной в начале марта отец бродил с ружьишком по Тороповской роще и вдруг на поляне увидел лису - она
    вылезла из под кучи сучьев, и была очень тощая, шерсть на ней висела клочьями. Отец подумал, что лиса больная, но подошел посмотреть,
    что там под сучьями. Каково же было его удивление, когда он обнаружил только что родившегося лисенка.
    Лиса убежала, отец подумал, что она может сюда не вернуться, а если она больная, то и лисенок погибнет, и взял этот маленький живой комочек с собой домой.
    Мы с сестрой выходили лисенка: поили из соски парным молоком, а когда подрос - кормили супом с мясом и хлебом.
    Назвали Лизой, она подружилась с нашими собаками Найдой и Бобом и с кошками Муркой и Васькой. Летом можно было часто видеть
    такую картину: в солнечных лучах грелись, растянувшись на мягкой травке, положив головы друг на друга, все пятеро - две собаки, две кошки и Лиза
    ложилась сверху поперек всех. Удивительное зрелище. А осенью мы всей семьей ходили в Тороповскую рощу за грибами
    и брали с собой собак, но однажды с ними увязалась и Лиза. Мы насобирали по полной корзинке грибов и пошли домой,
    но Лиза куда -то исчезла. До леса было километра два и мы уже были на половине дороги, но не переставали громко
    звать ее: "Лиза! Лиза!" Когда мы уже потеряли надежду, что наша лиса вернется из леса, на полевой дороге увидели облачко пыли - это Лиза, сломя голову, догоняла нас по нашим следам. Не осталась одна в лесу, вернулась домой вместе со всеми. Потом мы еще несколько раз брали ее в лес, но она больше не убегала и не терялась,а всегда ходила рядом,
    вместе с собаками.

Енот.

А еще мы узнали, что в Тороповской роще живут еноты. Однажды отец ходил на охоту и принес домой живого енота.
    Он увидел его в овраге, тот попытался спрятаться под корнями дерева, но ямка была мелкая и отец накинул на него куртку и вытащил. Завернув в куртку, он принес енота домой, мы поместили его в кроличью клетку. Енот был не
    очень большой, но мы не смогли его приручить, сколько ни пытались. Я ложила ему в клетку еду, надев на руки брезентовые рукавицы, так как он бросался и пытался укусить. Ничего не поделаешь, зверь - то лесной. И гладить я его пыталась и разговаривала с ним ласково - ничего не помогло. Так и отпустили его на свободу.

Эти встречи с живыми зверюшками, рыбками, раками в детстве мне запомнились больше всего.

Категория: Мои статьи | Добавил: new_novoselovo (12.01.2014)